Почему старт мусорной реформы не задался

Почему старт мусорной реформы не задался

15
0

Новая культура в сжатые сроки

Национальный проект «Экология», обещающий революцию в области обращения с отходами, будет выполнен к 2024 году. Потратить на его воплощение в жизнь предполагается свыше 4 трлн рублей (причем большая часть средств должна поступить из внебюджетных источников).

Реклама

Координировать этот процесс в масштабах страны призвана новая структура — «Российский экологический оператор». Глава этой организации Денис Буцаев, выступая на ПМЭФ-2019, отметил, что в России создается отрасль, предполагающая создание нового формата сбора отходов, их сортировки, утилизации и захоронения «хвостов». В современных технологических параметрах и режимах.

«Целевые показатели определены и достаточно хорошо известны: мы должны перерабатывать 60% и утилизировать около 36% отходов. В настоящий момент эти показатели гораздо ниже. Нам необходимо создать стабильную регуляторную среду, чтобы правила игры не менялись слишком часто и чтобы эти изменения всегда обусловливались серьезными причинами», — отметил Буцаев.

Впрочем, он предвидит сложности в осуществлении нацпроекта.

Причем участники реформы не должны на ней наживаться, отмечает Буцаев.

Сделать это будет очень сложно. Недобросовестных участников сейчас хватает.

«Фактически в каждом третьем регионе прокурорами пресекались нарушения прав граждан при начислении и взимании платы за эту коммунальную услугу», — заявил на совещании, прошедшем 4 июня, генеральный прокурор России Юрий Чайка.

По его словам, предприятия, занимающиеся транспортировкой отходов, также сплошь и рядом пренебрегают требованиями закона — повсеместно не проводится производственный и дозиметрический контроль, не установлены санитарно-защитные зоны, отсутствуют разрешения и иные обязательные документы, кроме того, не соблюдаются технологии рекультивации полигонов.

Но даже там, где с документами у региональных операторов все в порядке, ситуация далеко не радужная. Например, на недавнем заседании Госсовета Татарстана министр строительства, архитектуры и ЖКХ республики Ирек Файзуллин посетовал, что региональные операторы в своей работе столкнулись с несовершенством законодательства.

«У регоператоров есть обязанность по вывозу мусора с определенной территории, а у образователя мусора нет обязательности заключать с ним договор», — обозначил ситуацию министр.

В результате возникла разница в затратах и полученных средствах в 72 млн рублей, которую операторы просят компенсировать за счет бюджета.

Новости СМИ2

«Еще ничего не сделали, а 72 млн убытков получили», — констатировал Файзуллин.

Гордиев узел

Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил во время сессии на ПМЭФ, что видит массу проблем с реализацией мусорной реформы. По его словам, люди воспринимают происходящие перемены через две призмы: состояние контейнеров и квитанции в почтовых ящиках.

«Исходя из этой позиции они и делают заключение об эффективности или неэффективности того, что называют мусорной реформой. И с тем, и с другим у нас беда», — признает Бурматов.

Парламентарий отметил, что

Это полномочия, которые «болтаются» между муниципальными властями и региональными операторами.

«Операторы справедливо говорят: «Зачем нам это надо — если мы завтра уйдем с рынка, куда мы денем все эти контейнеры, почему мы должны их покупать, у нас это не заложено в тарифе и вообще отстаньте от нас. Муниципалитеты говорят, что у них нет денег, и они абсолютно правы — денег у них на это нет», — обрисовал ситуацию Бурматов.

Выход из этой тупиковой ситуации нашелся только один — депутаты договорились с премьер-министром Дмитрием Медведевым о выделении специального федерального финансирования регионам, которые в этом нуждаются, и оборудовании на эти средства контейнерных площадок. Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин уже заявил, что на эти нужды субъектам РФ направят 5 млрд рублей.

Двойные платежки и прочие блага

Но есть и еще целый ряд проблем в реформе.

«Полгода назад мы приняли целый ряд страховочных мер, который застраховал региональных операторов от банкротства, а регионы — от уходящих с рынка операторов, что мы неизбежно увидим в ближайшие несколько месяцев из-за кассового разрыва, который случается в целом ряде регионов», — прогнозирует Бурматов.

По словам депутата, ситуация по стране складывается очень неоднородная — и даже в двух соседних субъектах, находящихся в одной климатической зоне, в одном федеральном округе и примерно с одинаковой экономической ситуацией, иногда диаметрально различается.

Большинство регионов оказалось просто не готово к входу в реформу, до последнего надеясь, что ее вновь отложат. Региональные операторы тоже оказались не в состоянии работать в новых условиях, в первую очередь с точки зрения материально-технического обеспечения.

— констатировал Бурматов.

Между тем пока чиновники говорят о благах реформы и обсуждают варианты совершенства законодательства, по всей стране начали появляться двойные платежные квитанции и другие мошеннические схемы.

Всего депутаты насчитали пять вариантов действий преступников, все их сейчас проверяет прокуратура.

По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой,

По мнению Бурматова, оплата за вывоз отходов должна производиться, исходя из фактического количества образованного мусора, — в том числе за счет современных контейнерных площадок, которые позволят оценивать объем и вес образуемых отходов.

Кроме того, полагает депутат, гражданам нужно возвращать средства за раздельно собранный мусор, потому что это не отходы, а сырье, на котором зарабатывает региональный оператор.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ