С 1 ноября 2017 г. для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения

05.12.2017

Согласно пункту 13 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее - Закон об арбитраже) с 1 ноября 2017 г. для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (далее - право администрировать арбитраж). Данное право предоставляется актом Правительства Российской Федерации.

Двум арбитражным институтам данное право предоставлено Законом об арбитраже. Постоянно действующие третейские суды (далее - учреждения), не получившие права администрировать арбитраж, не могут администрировать арбитраж. При отсутствии данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы (организационного обеспечивать арбитраж).

В случае, если после 1 ноября 2017 г. учреждение, не получившее права администрировать арбитраж, продолжит администрировать арбитраж по начатым спорам и принимать новые дела к рассмотрению, его деятельность подлежит прекращению.

Вынесенные после 1 ноября 2017 г. решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом. Согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации указанное может являться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Согласно пункту 16 статьи 52 Закона об арбитраже по спорам, которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 г., все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Такое решение подлежит признанию и приведению в исполнение как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Отмечаем, что арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

В настоящее время только четыре арбитражных учреждения подучили право администрировать арбитраж:

- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федераиии (часть 1 статьи 44 Закона об арбитраже);

- Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной палате Российской Федераиии (часть 1 статьи 44 Закона об арбитраже);

- Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 798-р);

- Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 799-р).

Таким образом, учреждения, не входящие в данный список, не имеют права администрировать арбитраж после 1 ноября 2017 г. Следовательно, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право

администрировать арбитраж, после 1 ноября 2017 г. становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение

о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации будет размещать информацию о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вкладка «Деятельность в сфере третейского разбирательства»), Управление Министерства юстиции Российской Федерации

по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - на официальном Интернет сайте Управления в разделе «Правовое просвещение граждан».

Кроме этого, отмечаем, что согласно статье 43 Закона об арбитраже, внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Таким образом, основанием для внесения изменений является именно исполнительный лист, а не решение постоянно действующего арбитражного учреждения. При отсутствии исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.

Обращаем внимание, что в связи с окончанием переходного периода высока вероятность использования мошеннических схем, направленных на обход положений Закона об арбитраже.

По любым возникающим вопросам можно обращаться в Департамент экономического законодательства Министерства юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции РФ по ХМАО-Югре


Возврат к списку

наверх