Не обычная история обычной семьи

Не обычная история обычной семьи

68
0
  • Главная
  • Администрация Советского района
  • Социальная сфера
  • управление опеки и попечительства

Не обычная история обычной семьи

История замещающей семьи Тищенко

Моя семья приехала в Советский район Ханты-Мансийского автономного округа в июле 1991 года. Старшему сыну Сергею было 17 лет, младшему сынишке Игорю – полтора годика. Муж работал в леспромхозе на лесовозе. Я по образованию педагог, за плечами – 30 лет педагогического стажа, имею звания «Ветеран труда», «Почетный работник общего образования». Последние десять лет перед выходом на пенсию работала в администрации Советского района: 3 года – в управлении образования, 7 лет – в отделе опеки и попечительства.

Особой вехой в моей жизни стал 2005 год: кровные дети вылетели из-под родительского крыла, мы остались вдвоем с мужем, а родительский потенциал оказался неисчерпанным, хотелось продолжать дарить тепло и заботу малышам. Да и детские судьбы, с которыми я сталкивалась, работая в опеке, оставляли особый след в душе, ранили мое сердце. Я никогда не забуду тот день, когда я впервые отвозила шестимесячного мальчика в Урайский специализированный Дом ребенка. Я не могла смотреть на малыша без слез…

Вернулась домой, но часто вспоминала его глаза… А тут еще по телевидению Югры демонстрируют ролик о детях, оставшихся без попечения родителей: пять конопушчатых мордашек смотрят в окошко и ждут свою маму под песенку «Пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть мама меня непременно найдет!» Было пятеро детей из одной семьи: три сестренки и два братика. Я тогда спросила у начальника отдела опеки: «Неужели в нашем регионе нет меценатов, предпринимателей или просто богатых людей, которые помогли бы этим детям избежать детского дома?» А мысли неслись дальше, сердце бешено колотилось, и я решила: «Я возьму этих ребятишек под опеку, всех пятерых…» В воздухе повисла затянувшаяся пауза. А потом начальник отдела опеки Тамара Александровна Брыкова сказала: «У вас получится!»

Вечером я посоветовалась с мужем и на следующий день мы ехали знакомиться с детьми. Директор социально-реабилитационного центра «Берегиня» Татьяна Анатольевна Емелина одобрила мое решение и еще пошутила: «Чего уж пять детей, бери шестого своего любимчика. Этого «любимчика» я, уже работая в отделе опеки, сама помещала в центр как оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Меня поддержали моя семья, мои сыновья, начальник отдела опеки и попечительства администрации Советского района Тамара Александровна Брыкова, заместитель главы администрации Советского района по социальным вопросам Берта Алексеевна Губарь, начальник управления социальной защиты населения по г. Югоску и Советскому району Елена Михайловна Киселева.

Так, 28 декабря 2005 года родилась наша приемная семья: три мальчика – Рустам 15 лет, Толя 11 лет, Миша 6 лет и три девочки – Маша 12 лет, Лена 10 лет, Люда 8 лет и мы с мужем. Миша посещал детский сад «Аленка», остальные дети учились в средней общеобразовательной школе №4. Толя и Миша учились в кадетских классах. Рустам поступил в Советский профессиональный колледж на газоэлектросварщика, занимался в секции пауэрлифтинга, был призером районных и окружных соревнований. Спустя полгода, я повезла группу опекаемых детей на оздоровление на берег Азовского моря в г. Ейск. В этой группе были и мои дети. Я очень любила участвовать во всех мероприятиях, которые проводило оздоровительное учреждение: это всевозможные конкурсы, танцевальные марафоны, была в жюри. Я чувствовала, как мои дети гордятся, что у них такая активная мама. Но вот отдых уже подходит к концу, я как-то раз иду по аллее и вдруг слышу голос: «Мама, мама, дай мне 10 рублей на мороженку». Я оробела, не поняла сначала, к кому обращаются, а навстречу бежит мой шестилетний Мишка. Так я стала для них мамой. Адаптационный период закончился.

Прошли годы. Маша после неполного среднего образования поступила в колледж на базе Российского государственного социального университета по специальности «Социальная работа». Через год Толя окончил неполную среднюю школу, а Миша – четвертый класс, и они поехали учиться в г. Серов в кадетский корпус. После окончания кадетского корпуса Толя был призван служить в ряды Российской Армии, а Миша вернулся домой, не захотел идти по военной стезе. Сейчас оканчивает десятый класс общеобразовательной школы. Толя в настоящее время служит на контрактной основе уже третий год, собирается поступать в высшее военное училище. Конечно, я ему советовала выбрать этот путь четыре года назад (после окончания кадетского корпуса), но ему потребовалось сформировать личное убеждение, путь в четыре года длиннее, но это уже осознанный выбор, самостоятельное решение, что дорогого стоит.

В декабре 2015 года мы отметили 10-летие нашей приемной семьи. Из моих первенцев в семье остались только Люда, она оканчивает 11-й класс, и Миша – учится в 10-м классе. Остальные дети уже вышли в самостоятельную жизнь, имеют свое жилье, свои семьи, Маша и Лена воспитывают уже по двое своих сыновей.

В настоящее время в моей семье воспитывается восемь детей: из них пятеро имеют второе сиротство, т.е. они пришли из семей, где от них отказались предыдущие опекуны, один ребенок – инвалид детства, кроме того, четверо детей состоят на учете у врача-психиатра и периодически проходят обследование и лечение. Семья разновозрастная – от 7 лет до 17 лет, два мальчика и шесть девочек. Нам бывает всем нелегко, но мы – дружная семья. Дети принимают активное участие как в школьных делах, так и в районных, поселковых: это спортивные эстафеты, велопробеги, парады, трудовые десанты и т.д.

Увлечения членов семьи самые разнообразные: муж очень любит лес, рыбалку, охоту, собирать грибы и ягоды. Естественно, мальчишки рядом с отцом. Василий Иванович даже умудрился передать мальчикам любовь к своей профессии – газоэлектросварщика. Они умеют в хозяйстве пользовать всеми инструментами, какие только есть дома: сварочным аппаратом, шлиф-машиной, бензопилой, степлером и т.д. А старший Миша собрался поступать в Советский политехнический колледж на специальность «Газоэлектросварщик». Василий Иванович гордится своими мальчишками. Младший Миша и Маша хорошо рисуют. Девочки Люда и Настя в основном любят заниматься рукоделием. Семилетняя Даша обладает хорошими вокальными данными, занимается в доме культуры «Импульс» пением. Катя и Маша увлечены гиревым спортом, Маша – участница и победительница окружных соревнований. Девочки имеют много наград: дипломов, медалей, памятных подарков. Миша и Алиса занимаются в секции волейбола и баскетбола, участники районных соревнований.

Наша семья любит проводить досуг на природе – и в летнее, и в зимнее время. В теплые деньки мы отдыхаем на озерах, купаемся и загораем, а зимой катаемся на лыжах, на санках с огромной горы, любим жарить шашлыки на лесной полянке.

Отпуск мы организуем по-разному: кто-то из ребятишек выезжает для оздоровления в составе группы на Черноморское побережье, кто-то – в пансионат. Но больше всего наши дети любят проводить отпуск всей семьей. Мы очень полюбили Дагомыс – пансионат Олимпийский, три года подряд ездили туда отдыхать.

Как мы воспитываем детей? Есть ли определенная система воспитания? Конечно, есть. Прежде всего, как своих собственных – как в народе говорят, и кнутом, и пряником. Наверное, это звучит жестко, ведь когда слышишь слово «сирота», сразу прямо физически ощущаешь холод, недостаток родительского тепла, заботы. Какой тут «кнут и пряник»?! Только любовь! С другой стороны, я в своей педагогической практике видела столько примеров искалеченных детских душ слепой материнской любовью. Так что для меня любить – это не просто дать кров, накормить, приласкать. Самое главное – научить всему тому, что поможет жить самостоятельно, подготовить ко взрослой жизни и в бытовом плане, и психологически, и в морально-нравственном плане. Я хочу, чтобы мои дети выросли самодостаточными личностями, все умели, могли получать удовольствие от труда, не терялись в современном мире, смогли найти свое место в обществе и быть счастливыми. Для этого мы создаем все условия для полноценного воспитания и развития. Ребенок приходит в семью, мы располагаем его к себе. Проходит адаптационный период (у всех детей он длится по-разному). Если ребенок длительное время жил в детском доме, то и адаптироваться ему приходится дольше, а если он попал из семьи в семью, то и адаптационный период короче. Подросток начинает понимать, что его здесь любят, уважают, заботятся о нем – и он «оттаивает». А вот дальше проходит постепенное «закручивание гаек» на то, что недопустимо в семье. Перевоспитать, «сломать» ребенка в подростковом возрасте невозможно, а довести его поведение до нормы, достучаться до сознания ребенка можно. Почему я акцент делаю на подростковый возраст? Потому что возраст детей в моей семье в основном подростковый: Поляшова Люда – 18 лет (оканчивает 11-й класс дневной общеобразовательной школы), Поляшов Миша – 17 лет, Мельникова Настя – 17 лет, Парубцева Катя – 16 лет, Танкова Алиса – 16 лет, Селезнев Миша – 14 лет, Бизяева Маша – 12 лет, Силачева Даша – 7 лет. Ну и конечно, ко всему сказанному следует добавить строгий (но не тотальный) контроль: тесный контакт с классными руководителями детей, учителями-предметниками, социальным педагогом школы. Общение с детьми построено на доверии, взаимопонимании, ни в коем случае не на оскорблении.

Каждый ребенок, приходя в семью, получает свою роль. Эти роли предварительно обговариваются за «круглым столом» до его прихода в семью. Ребенок выбирает сначала занятие в семье, которое ему под силу или он умел это делать ранее. А уже потом происходит обмен ролей. Естественно, мальчики – помощники Василия Ивановича, они выполняют всю мужскую работу, среди девочек в настоящее время роли распределены следующим образом: Люда отвечает за смену постельного белья, стирку и глажку в доме, на Насте и Алисе – прядок на кухне, Катя помогает готовить пищу, покупает продукты, поддерживает чистоту в бане, Маша следит за порядком в холле, прихожей и санузле, Даша наводит порядок в своем шкафу, учится заправлять по утрам кровать. Кроме всего, каждая из девочек поддерживает порядок в своей комнате. Генеральная уборка проходит в субботу, начинается со своих ответственных мест и заканчивается комнатами, где живут дети. В весенний, летний, осенний период на огороде дружно работают все вместе. Слов «не хочу», «не умею» у нас нет. Мы занимаемся посадкой картофеля, поливкой, грядок, кустов, в том числе и в теплицах, прополкой травы, окучиванием и, конечно, сбором урожая, любим ухаживать за уличными цветами. Особое место отводится в нашей семье заготовкам на зиму: маринуем огурцы и помидоры, квасим капусту, варим варенье, делаем компоты, всевозможные салаты, солим, маринуем, сушим грибы, замораживаем много зелени, овощей. Этой весной полностью подготовлен хозяйственный блок, там будут четыре поросенка, тридцать кур-несушек, кролики по мере разведения, сто цыплят на лето и двадцать гусят. Семья у нас большая, поэтому и хозяйство содержим солидное, под стать нашей семье.

В 2012-2013 годах я работала воспитателем стационарного отделения социально-реабилитационного центра «Берегиня». Уверена: какие бы прекрасные условия не создавались в центрах, но детям комфортнее в семье. Во-вторых, из семьи дети выходят в самостоятельную жизнь не иждивенцами общества, а подготовленными к самостоятельной жизни гражданами. В 59 лет я решила выйти на пенсию и как можно больше внимания отдавать детям моей приемной семьи. Причем дети видят и понимают, что связь с ними у меня не обрывается на их совершеннолетии. Мы с мужем принимаем их в своем доме как кровных детей и внуков, они гостят у нас, помогаем им и словом, и делом. Внуки называют нас дедушкой и бабушкой. Сын Толя, который служит по контракту, полностью отпуск проводит в нашей семье, очень хорошо помогает нам, а в прошлое лето подарил нам газонокосилку и пошутил, что следующим подарком будет снегоуборочная машина. На оставшийся промежуток жизни, наверное, дети – это наше предназначение в жизни: пусть исчезнут детские дома, а рождается побольше семей, как наша.

Мы принимаем активное участие в обучении и подготовке приемных родителей, проводим мастер-классы. Кроме того, я являюсь председателем клуба замещающих семей «Снегири», на базе которого проводим обмен опытом воспитания детей, организацией досуга детей в каникулярные и выходные дни. Мы не закрыты, мы готовы и дальше предавать свой опыт молодым приемным родителям.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ